UA-48582195-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Рекомендации для родителей по развитию детей с интеллектуальными нарушениями

Семья играет важнейшую роль в процессе развития и воспитания ребёнка с интеллектуальными нарушениями. Чем раньше вы начнёте заниматься с таким ребёнком, тем меньше будет его отставание в более старшем возрасте. При правильном и своевременном подходе к воспитанию и развитию таких детей можно многого добиться: улучшится эмоциональное состояние, уровень самостоятельности при выполнении каких-то необходимых ежедневных действий, проявится интерес к игровой и познавательной деятельности, сформируется потребность в общении.   

Для ребёнка, у которого имеются признаки интеллектуальной недостаточности, общение с ровесниками и взрослыми имеет важное значение. Недостаток общения или полное его отсутствие негативно  отразится на адаптации ребёнка в обществе. Дети с нарушением интеллекта зачастую очень плохо понимают, что им говорят, и родители таких детей должны проявлять максимальное внимание и терпение при общении с ними. Ни в коем случае не используйте крик, грубое обращение или физическое наказание – это сильно усугубляет имеющуюся у ребёнка проблему, а также способствует появлению обиды и страха.

Случаются и варианты гиперопеки. В таком случае родители всё сами делают за ребёнка. Да, так, наверное, быстрее и удобнее, но тогда ваш ребёнок никогда не научится держать ложку, умываться, одеваться и вся жизнь его будет зависеть от посторонней помощи. Постарайтесь максимально использовать все потенциальные возможности ребёнка как физические, так и умственные, чтобы обучить его навыкам самообслуживания.

Вот несколько простых рекомендации, которые позволят родителям грамотно подойти к вопросам воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями:  

  • Произносите названия всех предметов, которые окружают ребёнка, даже если вам кажется, что он не понимает значения этих слов. Проговаривайте все выполняемые вами действия, особенно если они касаются непосредственно ребёнка.
  • Называйте цвета предметов, которые ребёнок видит и использует в повседневной жизни, рассказывайте, для чего они нужны.
  • Называйте животных, здания, средства передвижения, которые встречаются во время прогулки. Даже если ребёнок не вступает с вами в диалог, всё равно рассказывайте ему об окружающем. Обращайте внимание на мелочи: птичку (её внешний вид, как она поёт), бабочку, цветочек (цветочек можно погладить, понюхать), камешки под ногами и т.д.
  • Обязательно привлекайте ребёнка к выполнению трудовых поручений: сложить аккуратно свою одежду, заправить кровать, убрать за собой тарелку со стола, если это возможно – вымыть её, расставить по местам игрушки и т.п.
  • Рассказывайте о том, что употребляется в пищу. Может быть даже ребёнку будет интересно поучаствовать в процессе готовки (что-то подать, помыть фрукты, овощи) или понаблюдать за ним.
  • Учите ребёнка общаться с окружающими, рассказывать о том, что он делает (гуляет, трудится, учится, играет). Для этого постарайтесь сами больше разговаривать с ним, обсуждать предметы и ситуации.
  • Во время общения старайтесь вызвать у ребёнка положительные эмоции, разговаривайте доброжелательным тоном, отвечайте на вопросы, сколько бы их не было, интересуйтесь мнением ребёнка, его чувствами, вместе рассуждайте, фантазируйте и мечтайте вслух.
  • Максимальное внимание уделяйте телесному контакту с ребёнком, чтобы ваш малыш всегда чувствовал себя защищённым и любимым.
  • Формируйте у своего ребёнка положительную самооценку и сами запомните – ваш ребёнок не с недостатками в развитии, а с особенностями.

 

 

 

 

Галерея изображений